ВЕРНОСТЬ И БЛАГОРАЗУМИЕ БОЖЬЕГО РАБА

  От автора. Для свидетелей Иеговы тема «благоразумного раба» является одной из основных. Поэтому, отвечая на вопрос о «благоразумном рабе», я рассудил предложить здесь главу из книги «Тетраграмматон – знак Божьей Любви». Как видит уважаемый читатель, глава не так уж и мала. Однако представляется, что более краткое освещение данного вопроса не было бы достаточным для тех, которые безоговорочно верят «благоразумному рабу». Материал сформулирован чрезвычайно мягким языком. Это сделано специально, чтобы пощадить чувства искренне верующих сему предмету. Известные факты о деятельности Руководящего совета позволяют утверждать, что, по справедливости, руководители организации свидетелей Иеговы заслуживают гораздо более сильных выражений.

ВЕРНОСТЬ И БЛАГОРАЗУМИЕ БОЖЬЕГО РАБА.  

«Молитесь за обижающих вас». /Луки 6:28/

 

 Учение о «благоразумном рабе» есть одно из тех учений, которые подвергаются наиболее яростным и ожесточенным нападкам со стороны противников Свидетелей Иеговы. Понимая под выражением «благоразумный раб» некий штаб, руководящий орган, духовный и административный центр всех Свидетелей Иеговы, противники полагают, что в случае успешности их попыток скомпрометировать «благоразумного раба», им удастся подорвать веру многих Свидетелей Иеговы.

Такому их представлению в немалой степени способствовало и то, что в литературе Свидетелей нередко встречается нечто, действительно поддерживающее подобные выводы. А также то, что на протяжении десятилетий многие, особенно пылкие проповедники, формулировали свои преподнесения таким образом, что в центре их «благовестия» оказывались не Иисус Христос и Царство Божье, а именно «благоразумный раб».

Дошло до того, что иные, даже должностные лица в собраниях, рассуждали так: Признаешь «верного и благоразумного раба», значит ты - в истине; не признаешь, значит - не в истине.

Данная позиция вызывала немалое возмущение у тех, кто не является Свидетелем Иеговы, но более-менее знаком со Священным Писанием, поскольку очевидно, что в Библии этого отличительного признака нахождения в истине - не имеется

Сколько искренних, добрых людей пострадало из-за этого вопроса! И сколько, также искренних, добрых людей, имевших на тот момент духовную власть в собраниях, оказалось в роли инквизиторов, считавших, что выступают за истину, сражаясь против ереси, также, в конечном итоге, пострадало из-за этого вопроса.

Недопонимание некоторых духовных глубин Писания, недостаточность духовного опыта, самообладания и рассудительности, помноженные на эмоциональность, приводили и тех, и других, к проблемам.

      Жизнь показывает, что иногда споры разгораются вокруг того, что, на самом деле, просто, ясно и конкретно разъяснено в Священном Писании.

Сейчас есть возможность спокойно рассмотреть этот вопрос по Библии, применяя здравомыслие и рассудительность, и разрешить проблему «благоразумного раба» для тех, у кого она существует.

…Поднимем очи свои к Богу и посмотрим, как Он действует.

С момента сотворения первых людей, от начала мира, Бог, время от времени общался с людьми. Бог говорил к людям, предоставлял им Свою информацию, посылал откровение. Вопрос: Как Он это делал? Говорил так, чтобы слышали все, все до единого из тех, к кому Он говорил, или говорил кому-то одному, как представителю, а затем тот передавал слова Бога другим людям?

Исследуя Писание, мы обнаруживаем вот такую отличительную особенность с древности: Бог всегда говорил кому-то одному, а остальные уже слушали его, как человека Божьего, посланника от Бога, пророка. Бог не обращался лично ко всему обществу. Лишь однажды Господа Бога услышали миллионы людей. Тогда Бог обращался ко всем лично, без человеческого посредника. И что? Общество взмолилось. Общество не смогло слушать Господа, физически не смогло выдержать Его присутствия. Читаем: «Весь народ видел громы и пламя и звук трубный, и гору дымящуюся; и, увидев то, народ отступил и стал вдали. И сказали Моисею: говори ты с нами, и мы будем слушать, но чтобы не говорил с ними Бог, дабы нам не умереть»./Исх.20:18.19/

Подавляющее большинство людей не смогут выдержать ни голоса Бога, ни мыслей от Него, ни откровения от Него. Не смогут выдержать ни физически, ни умственно, ни эмоционально. Милость и любовь Бога к человечеству избрала особых людей, чтобы они были посредниками между Богом и остальными людьми. Чтобы исполнять свою миссию, эти посредники-пророки получали от Бога особую силу и способность.

С приходом Иисуса Христа времена пророков, как посредников между Богом и людьми - закончились. Читаем: «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне». /Евр.1:1,2/

Теперь Иисус Христос есть Посредник между Богом и людьми. Его Апостолы были последними движимыми Святым Духом представителями Бога среди людей. С завершением написания Священного Писания Бог не говорит через людей. Необходимость в получении Божьего руководства через людей - отпала. Все, что требуется для духовного благополучия, для познания истины и для спасения - имеется в Священном Писании. Инспирированные Духом Бога высказывания людей - прекратились. Эра пророков, как и эра Ветхого Завета - закончилась. Наступила эра христианского собрания и Нового Завета. Исполнились слова Писания: «Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет... Вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду их Богом, а они будут Моим народом. И уже не будут учить друг друга, брат брата, и говорить: «познайте Господа», ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого, говорит Господь, потому что Я прощу беззакония их и грехов их уже не вспомяну более». /Иер.31:31-34/.

Как функционировали собрания Христиан при жизни Апостолов? Верующие во Христа люди объединялись в группы, скорее всего по территориальному принципу, для совместного чтения Писания и для молитв. Эти группы верующих назывались церквами или собраниями Божьими. Библейское слово «церковь» означает не дом-здание, а группа, собрание верующих.

Из Писания известно, что в собраниях царил порядок, за которым надзирали епископы и диаконы, или пресвитеры, старейшины и служебные помощники. Все данные термины, по сути, означают одно и то же, а именно: Это - не начальники, не господствующий класс, не элита, а заботливые охранники, слуги собрания. Вот, каковы были требования, которым должен был соответствовать христианин, прежде чем Апостол или представитель Апостола назначал его епископом, то есть, служащим какого-либо собрания:

«Верно слово: если кто епископства желает, доброго дела желает. Но епископ должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, /честен/, страннолюбив, учителен, не пьяница, не бийца, /не сварлив/, не корыстолюбив, но тих, миролюбив, не сребролюбив. Хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякою честностью; ибо кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией? Не должен быть из новообращенных, чтобы не возгордился и не подпал осуждению с диаволом. Надлежит ему также иметь доброе свидетельство от внешних, чтобы не впасть в нарекание и сеть диавольскую». /1Тим.З:1-7/

И вот требования, которым должен был соответствовать помощник епископа, диакон: «Диаконы также должны быть честны, не двоязычны, не пристрастны к вину, не корыстолюбивы, хранящие таинство веры в чистой совести. И таких надобно прежде испытывать, потом, если беспорочны, допускать до служения. Равно и жены их должны быть честны, не клеветницы, трезвы, верны во всем. Диакон должен быть муж одной жены, хорошо управляющий детьми и домом своим». /Пжм.3:8-12/

Только эти две духовные должности в церкви указаны в Библии. Никаких других, типа «прото»-, «архи-», «митро-» и т.п. в Библии не имеется. А также типа «председательствующих», «районных», «областных» и т.п., также, в Библии, простите, не имеется.

Для чего христианин стремится получить должность в собрании? Чтобы командовать, быть на виду, выступать, учить, слышать одобрительные, восхищенные отзывы о себе? Если для этого, то сей «брат» есть, вообще - отступник от истины Христовой. Слова Писания «кто епископства желает, - доброго дела желает»,- говорят, что если кто епископства желает, значит, он желает делать добрые дела в собрании, желает помогать, служить другим, приносить им духовную пользу, руководствуясь принципом Христа: «блаженнее давать, нежели получать».

Еще мы знаем, что во времена Апостолов имелся и некий духовный центр, правда, функционировавший не постоянно, а по типу общего собрания всех Апостолов и особо выдающихся духовностью учеников. Когда возникла серьезная проблема, Апостолы и ученики собрались вместе, рассмотрели ее с помощью Писания, совместно молились Богу, и, придя к общему мнению, разрешили ее. В повседневную, текущую жизнь собраний центр не имел необходимости вмешиваться, а также не руководил всемирным делом проповеди Евангелия. Данную функцию осуществлял непосредственно Божий Дух. /Деян.13:1-4/ Отдельные проповедники-миссионеры не согласовывали свои планы с собранием в Иерусалиме и с Апостолами и не испрашивали их разрешения на свою деятельность. /Галат.1:15-24/. Даже название «Христиане» пришло не из «центра», а из периферии, из Антиохии./Деян.11:26/

Христианские собрания в отдаленных территориях имели такую же духовную свободу действий и несли за все такую же ответственность, как и собрание в Иерусалиме. В книге Откровение Господь Иисус, епископов, ответственных братьев собраний называет ангелами, и перечисляет ряд собраний, в которых усмотрел недостатки, за которые и обличает ангелов этих собраний. Примечательно, что Господь в данном случае не обратился к некоему «центру», не воззвал к «руководящему совету», чтобы тот навел порядок в собраниях, а обратился непосредственно к каждому собранию, в котором усмотрел недостатки.

Вот и все, что мы имеем, так сказать о «структуре» христианства времен Апостолов. Ничего другого в Писании нет. Значит, этим сказано все. Ничего другого для христианских собраний не предусмотрено от Бога.

Но в Евангелиях мы находим еще одно, что, по мнению многих богословов, имеет отношение к функционированию и к структуре христианского собрания. Говоря о признаке Своего второго Пришествия, согласно повествованию Матфея, а также, открывая Апостолам глубины Своего учения, согласно слов Луки, Господь Иисус Христос упомянул о некоем «благоразумном рабе» или «верном домоправителе», которого он, Господин его, поставил над Своими слугами. Эти слова звучат так: «Кто же верный и благоразумный раб, которого господин его поставил над слугами своими, чтобы давать им пищу вовремя? Блажен тот раб, которого господин его пришед найдет поступающим так: истинно говорю вам, что над всем имением своим поставит его»./Матф.24:45-47/

Итак, что мы видим? В христианских собраниях имеется некто, кого Иисус Христос поставил над остальными, и кто проявляет заботу обо всех Его слугах или домочадцах. Этот кто-то будет «раздавать в свое время меру хлеба слугам», раздавать вовремя. Он поставлен, чтобы обслуживать домочадцев.

Слова «поставлен над», «домоправитель», говорят о том, что он получит от Господа власть над «домочадцами». От него будет зависеть, получат ли все остальные во время «меру хлеба» или нет. Но как он будет осуществлять свою власть?

Раб, хотя и поставлен домоправителем, все-таки являются рабом, и те, над которыми он поставлен, четко понимают, что их господином является не этот раб, а тот же самый господин, который является господином домоправителя. Получается, как старший брат и младший. Брат не может господствовать над братом. В доме Божьем старший брат не может прикрикнуть на младшего. Он должен «омывать ноги» младшему, заботиться о нем.

Но есть ли гарантия, что этот «раб» точно выполнит задание Господина?

Иисус Христос говорил о «верном и благоразумном рабе», или «благоразумном домоправителе» два раза. Его слова записаны в Матфея 24:45-47, и в Евангелии от Луки 12:43-44. Оба раза Господь не заканчивал Свою мысль на «благоразумном рабе», но каждый раз продолжал ее словами о «злом рабе».

Читаем продолжение слов Господа: «Если же раб тот, будучи зол, скажет в сердце своем: «не скоро придет господин мой», и начнет бить товарищей своих и есть и пить с пьяницами,- то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает. И рассечет его, и подвергнет его одной участи с лицемерами: там будет плач и скрежет зубов». /Матф.24:48-51./ Эти же слова Господа приводит и евангелист Лука. /Лук. 12:45-46/.

Итак, мы понимаем, что в христианских собраниях верующие будут получать духовную пищу вовремя. Их будут кормить. Но их могут и бить.

Что делали домочадцы, которых бил злой, пьяный раб-начальник? Сомневались в господине, роптали, бунтовали, покидали его имение? В таком случае их положение оказалось бы еще хуже. На самом деле, единственным и наилучшим выходом для них было бы проявлять терпение и ждать, пока придет господин.

Кто есть «благоразумный раб» в наше время? Это, можно сказать, для многих тысяч и миллионов людей есть жизненно важный вопрос вопросов. Рассмотрим его.

Учение о «благоразумном рабе» является центральным, фундаментальным, только лишь у Свидетелей Иеговы. В других христианских течениях «благоразумному рабу» не придается столь большое значение. Но, в принципиальном плане, в этом вопросе разница между течениями - небольшая.

В каждой общине, в каждой церкви-собрании, как бы они себя не называли, имеется человек, или группа людей, которые ведут остальных, которые учат присутствующих. Этот человек, пастор, проповедник, либо группа пасторов,- для остальных прихожан,- выступают в качестве «раздающих пищу».

Без них, без этих лидеров, пасторов-проповедников община существовать не будет. Сами по себе слушатели-прихожане духовно питаться - не способны. Необходим кто-то, кто бы их «кормил».

Наличие такого «кормящего» воспринимается всеми членами церкви как Божья забота об овцах Господних, как сам собой разумеющийся, необходимый факт, способствующий процветанию Божьего народа.

Почему так думают люди, ведь они читают Библию? Парадоксально, что люди так думают именно потому, что читают Библию. В чем их духовная проблема?

Чтобы это понять, вновь обратимся к прошлому. Мы уже говорили, что с древних времен, как это сообщает Библия, Бог, обращаясь к людям, всегда пользовался посредниками. За исключением одного раза, никогда не было, чтобы Господь говорил сразу ко всему народу. Божий посланник, Божий представитель, пророк, проповедник,- вот кто приходил к людям и говорил им от имени Бога. Всегда между Богом и людьми имелся какой-то человеческий посредник. Это - железное правило с древности. И оно, это правило, многими верующими поныне воспринимается как действующее.

Их трагедия состоит в том, что они недопонимают, что со смертью и воскресением Иисуса Христа, и с сошествием Святого духа в Пятидесятницу, это правило, правило человеческого посредника между Богом и верующим, как часть Ветхозаветного богослужения,- упразднено и отменено.

Во времена Ветхого завета, когда Божьи законы были написаны на камне, людям был необходим человеческий посредник между ними и Богом. Но во времена Нового Завета, когда Божьи законы Божьим духом пишутся на сердцах верующих, им, верующим, человеческий посредник между ними и Богом - не требуется.

Духовник-советник, мудрый товарищ, полезный собеседник,- необходим почти каждому. Но посредник между человеком и Христом - не нужен никому. К Богу нужно обращаться лично.

Вспомним о том, как после смерти Апостолов произошло угасание христианства и как оно превратилось в ложную религию. Что сделал дьявол? Он, помимо ложных учений языческого мира, ввел в христианство и традиции, и обряды, и церемонии, которые описаны в Библии, но которые существовали во время действия Ветхого завета. Так в официальном христианстве появились храмы, которые, как буквальные здания, приобретали духовное значение; так появился класс священнослужителей, их облачения, кадильницы и т.д. и т.п. Все это - было при Ветхом завете. И все это упоминается в Библии. Но оно - отменено Христом! Ввести все это в христианство, значит - отступить  от Христа, значит отойти от живого Божьего Духа назад к мертвой букве.

В качестве завершающего шага, означавшего полное отступление от истины Христовой, христианство приняло в себя институт человеческих посредников между Богом и верующими. Даже Библию читать запрещалось! Иди в церковь, в костел и слушай, что тебе будет читать священник. А если сам станешь читать - дорого заплатишь. Церковь преследовала, церковь казнила тех, кто осмеливался сам как-то читать Библию, сам как-то приближаться к Богу без нее, без церкви. Таким образом, власть церкви над людьми была абсолютной.

С течением времени люди привыкли, смирились, согласились с тем, что церковь есть посредник между ними и Богом, что то, что говорит церковь, и есть слова Бога. Церковь читала им Библию, читала, что с древности Бог пользовался человеческими посредниками-пророками, когда говорил к людям. «Раньше,- учила церковь,- Бог говорил народу через пророков, через священников. И теперь говорит через священников, через церковь...» Но она не говорила, что Христос все это - отменил. А люди сами не могли этого знать.

Когда же, по воле Божьей, пришло время духовного пробуждения, и верующим людям открылся доступ к Священному Писанию, они, среди прочего, поняли, что, если ты христианин, если в твоем сердце живет Божий дух, тогда тебе, конечно же, для общения с Богом, никакой человеческий посредник не нужен. Однако, увы, вскоре Исследователи Библии возвратились к идее человеческого посредника между Богом и верующими, приняв, в качестве основания для такого мнения, слова Христа о «благоразумном рабе».

Как человек с духовным опытом, я могу сказать, что для любого верующего человека является весьма желанной, в высшей степени привлекательной, вожделенной мысль о том, что им руководит, движет Бог. И вот, совершив какое-либо открытие в Священном Писании, верующий, совершенно справедливо, приходит к выводу, что он это открытие совершил только лишь с помощью Бога. И... /очень-очень часто/, сразу начинает чувствовать себя выше других. И... /всегда, после этого/ лишается Божьей поддержки. Но... никак этого не ощущает, продолжая думать, что с ним по-прежнему Бог. «По какой это дороге отошел от меня Дух Господень, чтобы говорить в тебе»,- спрашивал пророк Седекия пророка Михея. Он был уверен, что с ним Божий дух остается, тогда как, на самом деле, Божий дух давно от него отступил, и он превратился в лжепророка. /2Парал. 18:23/

В истории было великое множество искренних, богобоязненных людей, которые высказывали что-либо правильное из Священного Писания. Они верно понимали некоторые Библейские тексты, и они немедленно старались поделиться этими своими открытиями с другими. Их многие слушали, выделив, таким образом, как людей, в лидеры. И они становились лидерами, полагая, что Божий дух и дальше будет говорить и действовать через них для блага остальных. «Господь мне открыл»,- такое выражение нередко можно слышать и сейчас. Хотелось бы только радоваться, что Господь тебе это открыл, но тон, которым ты об этом сообщаешь, свидетельствует о том, что ты, по меньшей мере, считаешь своим младшим братом того, кому Господь «это не открыл». Ты начинаешь что-то думать, мнить о себе? Вот это и есть ответ древнему пророку Седекии на его вопрос: «По какой дороге отошел Дух Господень?»

«Вы же все братья»,- сказал Христос. Сегодня Божий дух может воспользоваться одним человеком, а завтра Он может воспользоваться другим человеком. Постоянного лидера-учителя, после смерти Апостолов, на земле Иисус Христос не поддерживает. Он Сам есть и Лидер и Учитель всех христиан. Он Своим Духом поддерживает каждого, кто обращается к Нему в молитве за помощью и кто благодарит Его за помощь.

Мнение об особой богоизбранности является ловушкой как для «ведущего», так и для «ведомых». Богоизбранность в личном плане, это - да! Это - наше. Избраны Богом, чтобы жить праведно, чтобы не грешить, быть святыми. В этом смысле все верующие действительно избраны Богом. Но богоизбранность в качестве учителя, пастыря, наставника других, это - неправильно. Мы, как христиане, никого не учим. Учит всех Христос. Мы, со своей стороны, делимся своими знаниями истины и пониманием Писания с теми, кто желает нас слушать. Именно такой смысл содержится в словах Христа: «Идите, научите все народы...»/Матф.28:19.20/

Правда в том, что никто из людей не может быть выше других. «Все согрешили и лишены славы Божьей»./Римл. З:23/. Есть некто, весьма одаренный, способный, умеющий мыслить, объяснять, учить, ну, казалось бы - лидер! Но он, в тайне, мучается от какой-либо своей личной проблемы, и в других вопросах является слабее и хуже тех, которые его слушают.

Апостол Павел имел «жало в плоти», чтобы «не превозносился»./2Кор.12:7/ 0 себе и о своих соратниках он говорил: «Я насадил, Аполлос поливал, ...насаждающий и поливающий - ничто. Все - Бог возрастающий». /1Кор.З:6,7/

Те братья, которые хорошо знают меня, видят, как трудно мне все дается. Они даже кличку мне придумали: «Ужаленный»,- настолько много у меня проблем, так много, что я часто голову поднять стыжусь, проблем, с которыми я постоянно, ежедневно должен бороться, и которые, однозначно, не позволяют мне мыслить о себе, как о некоем учителе или наставнике других. Как я за это благодарен милосердному Богу!

Но, вместе со всем этим, я, как ученик Христа, могу задать вопрос: «Кто же верный и благоразумный раб?..» Я имею право задать такой вопрос? Ведь задавали же Апостолы разные вопросы Христу, и, ведь отвечал же Он им, тем более, что вопрос «Кто же верный и благоразумный раб?»- задал Сам Господь Иисус Христос. Именно - задал вопрос. Христос конкретно не ответил на этот вопрос, видимо, предоставив Своим последователям самим отвечать на этот вопрос, руководствуясь Его принципом: «По плодам их узнаете их»./Матф.7:16/

Итак, кто же он, «верный и благоразумный раб»?

      В качестве ответа на этот вопрос я рассматривал три варианта:

1/. «Благоразумный раб»,- это один человек, помазанник Божий, член «небесного класса».

2/. «Благоразумный раб»,- это несколько человек /10-20/, обязательно помазанники, члены «небесного класса».

3/. «Благоразумный раб»,- это все те, кто поступает благоразумно независимо от призвания и от положения в религиозной Организации, но, которые приносят духовную пользу верующим в собраниях. Их число в Писании не оговорено.

Который из этих трех вариантов ответов наиболее правильный? У меня складывается впечатление, что относительно правильными могут оказаться все три варианта. Но почему относительно? Рассмотрим первый вариант: «Благоразумный раб»,- это один человек.

Было время, когда Свидетели Иеговы «благоразумным рабом», которого поставил Господь над слугами Своими, называли одного человека - Ч.Рассела. Что можно сказать о Расселе? Показал ли он себя действительно как «благоразумный раб»? Относительно. Почему - относительно? Вот почему: Рассел многому учил правильно. Это - и об имени Бога, и об искуплении от грехов, и об Иисусе Христе, и о лживости учений о бессмертии души, огненного ада, Троицы и т.д.

Но, одновременно, Рассел многому учил и неправильно! Это - и о приходе Армагеддона в определенную дату /дат было несколько/, и о Египетской пирамиде, как о Библии в камне, и о Рождестве, и о священном уважении к кресту, и т.д.

Если бы лично к Расселу пришел Христос с инспекцией, то, определенно, Рассел не оказался бы безукоризненным в глазах Христа, поскольку Господь не может похвалить то, что является неправдой. Итак, очевидно, что когда Христос говорил о «благоразумном рабе», Он не имел в виду Рассела, как учителя.

С другой стороны, если под выражением «благоразумный раб» понимать власть, руководство, штаб, административную должность, тогда Рассел полностью соответствовал этому названию. В действительности, для многих и многих людей, вопрос о «благоразумном рабе» является вопросом о власти в религиозной Организации. «Благоразумный раб» - тот, кто на земле правит Божьим народом, кому подчиняются Свидетели Иеговы. Если так, то и Рассел, и Рутерфорд, и Норр, и нынешний Руководящий совет, - это и есть «благоразумный раб», поскольку, вся полнота власти и все руководство Организацией принадлежало и принадлежит исключительно им.

Верующие во Христа никогда не выступают против власти, ни  светской, ни  религиозной. Поэтому я ни в коем случае не понимаю тех верующих, которые выступают против «благоразумного раба». Как они могут так поступать, если написано: «Начальствующего в народе твоем не злословь»? /Деян.23:5/. Христиане против администрации не идут. Но и сердце свое христиане вверяют Богу и Христу, а не какой-либо, пусть даже самой «благоразумной» администрации.

Рассмотрим второй вариант: «Благоразумный раб», это - несколько человек, Руководящий совет.

Вот, в официальной публикации Свидетелей, можно видеть официальные фотографии всех членов Руководящего совета. Это есть «благоразумный раб»? Только это? При всем глубочайшем уважении к этим братьям, трудно согласиться, что вот этих несколько, извините, почтенных старцев - и есть то, чем сегодня обладает на земле Царь царей и Господь господствующих - Иисус Христос.

Скажем, если, вдруг, все эти члены Руководящего совета одновременно умрут, например, в результате стихийного бедствия, несчастного случая иди теракта? Вы думаете, этого не может быть никогда? Ошибаетесь.

Так вот, если, вдруг этих нескольких братьев не станет, что, дело Божье остановится, проповедь Евангелия прекратится, и народ Божий умрет духовной голодной смертью? Вы ведь прекрасно понимаете, что ничего подобного не произойдет.

Почему не остановилось дело после смерти Ч.Рассела, о котором говорили, что он «благоразумный раб»? Потому что он не был «благоразумным рабом». Один из... - это понятно, это - может быть, но исключительно он,- это глупость, опровергнутая самой жизнью.

Так, все-таки, почему сегодня не остановится дело Божье, если, вдруг, по какой-либо причине члены Руководящего совета перестанут исполнять свои обязанности? Потому, что сразу найдутся другие, которые мгновенно продолжат дело Божье. А почему найдутся другие? Потому, что они есть, и Господь их знает.

Несовершенная человеческая бездуховная природа очень склонна к возвеличиванию, к преувеличению, к отрыву от реальности. Сказкам и мифам люди часто верят охотнее, чем правде.

Лет 40 назад, среди Свидетелей Иеговы ходили рассказы о том, как «благоразумный раб» находит ответы на Библейские вопросы. Отчетливо помню, как старшие братья рассказывали, что члены «благоразумного раба», каждый, закрывается в отдельной комнате и молится, чтобы получить или понять ответ на возникший вопрос. Через некоторое время, когда они все собираются вместе, оказывается, что у всех имеется совершенно одинаковый ответ на этот вопрос, что, согласно аргументации рассказывавшего, свидетельствовало о руководстве Святого Духа процессом рассмотрения проблемы.

Наивная детская сказка! Но сколько людей из-за нее пострадало, ведь она служила основанием убеждению, что слово, сказанное против того, что напечатано в литературе Свидетелей, есть хула на Дух. Кому была выгодна эта сказка, и кто ее сочинил, непосредственно кто-то из «центра», или один из многочисленных лицемеров и подхалимов? Сейчас это уже значения не имеет. Важно то, что «центр» адекватно не отреагировал, не исправил точку зрения, вовремя не пресек лжесвидетельство.

Говорят: Организация - заботливая мать, которая заботится о своем ребеночке, думает о нем, заранее все предусматривает. Ребеночек спит, а она все ему приготовила; она знает, что ему будет нужно, от чего его потребуется оградить, защитить.

Еще одни из притягательных сладких мифов! На самом деле часто мы наблюдаем, что в жизнь проводятся не интересы ребеночка, а интересы матери.

Вопрос ставится так: Если ты достиг чего-то положительного, в чем-то улучшился, приобрел себе какие-то хорошие качества, значит это - заслуга Организации. Это - ей плюсы. Но, если ты в чем-то ошибся, допустил промах, согрешил, то это - твоя проблема и вина. Организация к твоим промахам никакого отношения не имеет. Тот факт, что тебя о чем-то не предупредили, чему-то не научили, что-то тебе не разъяснили - ничего не означает. В твоих ошибках всегда виновен только лишь ты сам.

Но мать, всегда ли, во всех ли случаях возлагает ответственность за промахи своих детей на них самих? Не думает ли она хотя иногда: «А может быть, я что-то не досмотрела?»

Одна сестра служила пионером. /«Пионер»- тот, кто все свои силы отдает проповедническому служению/. Ее возраст приближался к пенсионному. Однако она не имела достаточного трудового стажа для предстоящего оформления пенсии. Но она не устраивалась на работу, чтобы заработать стаж, а продолжала усиленно проповедовать, вырабатывая необходимую для пионера норму часов. Ее хвалили старейшины собрания и районные надзиратели; у нее брали интервью на нескольких конгрессах, как у той, которая поставила на первое место дело Божье. Ее ставили в пример для подражания.

Но, когда пришел пенсионный возраст, оказалось, что государственная пенсионная служба отказывает ей в назначении пенсии по причине недостаточного рабочего стажа. Фактически, она осталась без средств к существованию. И вот, она, старая, больная, вынуждена была устроиться на тяжелую работу /другой работы не было/, чтобы доработать недостающий ей стаж для пенсии.

Когда эту историю рассказали руководителям Украинского Филиала, они ответили, что сестра, не позаботившаяся о своем трудовом стаже - неразумно поступила. Но, возникает вопрос: Зачем тогда ее хвалили? Зачем ставили в пример для других? Почему ей не разъяснили здравую, уравновешенную точку зрения на пионерское служение? Со слезами она потом говорила: «Чувствую себя как лимон, который выжали и выбросили...»

Как в людях может не возникать сомнений, если они прямо перед собой видят головотяпство и хладнокровие «заботливой матери» по отношению к проблемам своих детей? О том, что колеблющихся и сомневающихся действительно великое множество, свидетельствует ежегодный всемирный отчет, в котором показано, что на Вечере Воспоминания смерти Христа стабильно присутствует в несколько раз больше народа, чем тех, кто является официально Свидетелем Иеговы.

Люди верят во Христа, признают и уважают Его жертву, а также согласны, что истина существует где-то вблизи Свидетелей Иеговы. Но сами они, сами становиться такими Свидетелями, каких они видят вокруг - не желают.

О них говорят, что это - люди, не делающие духовных успехов. Но почему они не делают успехов? Только лишь из-за того, что не хотят этого? На самом деле, многие из них, не могут здраво и логически объяснить себе то, что они наблюдают, как в теории, так и в практике Свидетелей.

Например, как можно тому, кто знает учение Христа и понимает сущность Христианства, объяснить тот факт, что в литературе Свидетелей, они, Свидетели Иеговы, выставляются как борцы с гитлеризмом, чуть ли не шедшими в авангарде?

Понятно, что Свидетели за свою веру пострадали от Гитлера. Но, разве Свидетели, за всю историю, страдали от одного Гитлера? А от Сталина, разве не страдали? Но тогда нужно бы Свидетелей назвать и антикоммунистами. И в таком случае, как могли бы Свидетели доказать, что не ввязываются и политику?

Древнеримский император Нерон вряд ли был нравственнее, умнее и добрее, чем Гитлер. Он причинил христианам столько зла, что в сравнении с ним злодеяния гитлеризма выглядят юношеской забавой. Однако мы нигде не найдем мысли о том, что первые христиане были борцами с неронизмом.

Еще более древний диктатор, царь Вавилона, приказавший бросить в раскаленную печь троих юношей живыми, разве был менее злым, чем современные диктаторы? И, однако же, мы не видим, чтобы Даниил шел против него с плакатами...

Что говорит Господь Иисус? Как Он учит относиться к врагам? Читаем: «А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас»./Матф.5»44/.

Из истории известно, что первые христиане молились за тех, которые предавали их лютым казням. А мыслимое ли дело, и, возможно ли себе представить, чтобы Свидетели Иеговы молились за Гитлера, за Сталина, за гестапо, за КГБ? Я отчетливо помню гонения на Свидетелей при коммунистическом режиме. Но я не могу вспомнить ни одного случая, чтобы кто-либо из братьев помолился Богу за чекистов, за следователей, прося Бога помиловать их. Напрашивается вывод, что Свидетели плохо понимали Учение Христа, были, так сказать, недоучками в Христианстве.

По-видимому, сегодня, выставляя Свидетелей как борцов с фашизмом, некто прибегает к пропагандистскому приему, приносящему временный, сиюминутный успех.

Мифы глубоко укоренились в сознание народа, и один из них - миф о «заботливой матери» в лице нескольких человек, или определенного руководящего органа. На самом деле, руководящий орган может допускать тяжелейшие ошибки. По этому поводу, как ни странно, на определенные размышления навело чтение недавно вышедшей на русском языке книги «Возвещатели».

Так, среди прочего, в ней рассказывается об Африканской стране Либерии, в которой в 1963 году военные организовали гонения на Свидетелей Иеговы. Почему? Потому что они приняли Свидетелей за государственных изменников. А что послужило поводом для такого их мнения? То, что Свидетели Иеговы не воздавали почестей либерийскому флагу.

Тяжелейшая ситуация, делавшая невозможным проповедование Евангелия и несшая личное горе всем Свидетелям в Либерии. Произошло столкновение религиозной Организации с военно-политической системой страны. Как можно было разрядить обстановку? Как можно было убедить либерийские власти, что Свидетели Иеговы не являются государственными изменниками? Что сделал Руководящий совет?

Он пошел на переговоры с правительством страны. И что принесли переговоры? Компромисс.

Слова «отдание чести флагу»  заменили  словами «проявление уважения к флагу стоя в положении «смирно», когда он поднимается или опускается во время церемонии».

И Свидетели остались довольны: Они не «поклоняются» флагу. И власти успокоились. Они добились, что Свидетели становились по стойке «смирно» при церемониях с флагом.

Насколько Свидетели Иеговы понимали этот вопрос в Советском Союзе, но встать в положение «смирно» в тот момент, когда поднимается или опускается государственный флаг, это и было отдание чести флагу. Вероятно, и либерийские братья так понимали. И страдали за свои убеждения.

«Благоразумный раб» вовремя вмешался в ситуацию и предоставил необходимые разъяснения, чем способствовал дальнейшему продвижению дела Евангелия в Либерии, и избавил овец Господних от ненужных страданий. Прекрасный пример раздавания пищи во время! Благоразумный_раб действительно проявил благоразумие. Слава Богу!

Но, к сожалению, есть и противоположные примеры. Это - другая Африканская страна, Малави. Что там происходило? В 1960-е и 1970-е годы в Малави на Свидетелей Иеговы обрушились чудовищные гонения. Десятки тысяч Свидетелей были вынуждены покинуть страну. Более   одной тысячи христианок были изнасилованы. Мужчинам зверски вбивали в ноги гвозди и велосипедные спицы, а потом приказывали бежать. По всей стране у Свидетелей громили дома, ломали мебель, рвали одежду и уничтожали запасы продовольствия. В 1972 г. съезд правящей партии Конгресс Малави официально постановил лишить всех Свидетелей Иеговы работы и жилья.

За что Свидетели Иеговы в Малави претерпевали такое бесчеловечное обращение со стороны властей? За проповедь Евангелия? За то, что «не участвовали с прочими в распутстве»? За праведную жизнь? Почему власти Малави приняли Свидетелей Иеговы за государственных изменников, за врагов государства и президента?

Все это происходило потому, что Свидетели Иеговы в Малави отказывали брать в руки один документ, о котором из Руководящего совета им было сказано, что, взяв его, они вмешаются в политику.

Между тем, что  представлял собой тот документ, который запрещалось иметь нашим дорогим Малавийским братьям и сестрам?

Это, как выразился один исследователь, нечто, наподобие нашего военного билета. Мы, христиане, жившие в СССР, имели военные билеты, в которых было написано, что мы являемся резервистами армии. Был указан номер команды, к которой мы приписаны и т.д. И мы брали этот документ и имели его, показывая, таким образом, свое согласие служить в армии,  хотя в армии и в команде, о которой было написано в военном билете, не служили и не участвовали. Без военного билета нам, христианам, практически невозможно было бы жить. Его наличие давало нам возможность спокойно жить и  поклоняться Богу.

В Малави правительство страны ввело обязательный для всех своих граждан «партийный билет», который, фактически, в то время рассматривался как основной документ гражданина страны, обязательный для всех ее жителей. Не требовалось никаких действий, как членов правящей партии /единственной в стране/. Просто, обладание билетом рассматривалось как подтверждение того, что некто считает себя гражданином Малави и не выступает против ее президента.

И вот, этот документ, смысловые аналоги которому имеются во многих странах, нашим братьям в Малави было запрещено иметь.

Возникает вопрос: Если можно служить на государственных должностях, если можно голосовать, если можно идти на альтернативную службу, если можно брать в руки оружие и военный билет, то почему тогда нашим Малавийским братьям нельзя было приобрести тот злополучный «партийный билет»?

Чем, скажите, формальное обладание подобным «партийным билетом» отличается от формального «проявления уважения к флагу, стоя в положении «смирно»?

Это - очень тяжелые вопросы. Разумеется, те члены Руководящего совета, которые тогда принимали решение не разрешать Малавийским Свидетелям приобретать «партийный билет», никогда публично не признают своей вины, так как, в этом случае, данное признание означало бы признание вины крови.

Но, тот факт, что ныне Свидетелям Иеговы разрешено и голосовать, и брать в руки оружие, и «альтернативно» служить в армии, и многое-многое другое, что было немыслимо в 60-е и 70-е годы прошлого века, наводит на мысль, что Руководящий совет де-факто признал ошибочность тех своих действий. Либо по недомыслию, либо по какой другой причине, но тогда одним росчерком пера он отправил тысячи Малавийских Свидетелей на эшафот бессмысленных страданий. И об этом должны все знать, потому что нет никакой гарантии, что завтра нечто подобное не повторится у нас, или у вас…

С течением времени становятся известными такие факты о деятельности Руководящего совета, от которых у нас, так искренне и горячо веривших всему, что нам о нем говорили наши старшие братья в собраниях, просто начинается оторопь, а многие вообще испытывают шок. Самое важное заключается в том, что эти факты не просто «имели место быть», а в том, что их пытались скрыть. Даже теперь, когда они стали известны, и их сделалось невозможно отрицать, они признаются, но таким образом, что само это «признание» вызывает отвращение у каждого порядочного человека.

Лично я, когда впервые услышал о том, что Организация Свидетелей Иеговы была членом ООН, остановился как вкопанный. Чего-чего, а этого я уж никак не ожидал! Не поверив, я зашел на официальный сайт ООН и увидел, что там, с бюрократической точностью и хладнокровием указано, в каком году Организация вступила в ООН, и, в каком - вышла из ООН. Десять лет, с 1991 по 2001 год Организация Свидетелей Иеговы была членом ООН.

Но почему она вышла  из ООН? Ответ еще более удручающий, чем сам факт: Организация вышла из ООН сразу после того, как об этом стало известно общественности на Западе.

«ООН есть мерзость запустения. Все, кто имеет к ней какое-либо касательство - будут истреблены в Армагеддоне»,- такова была официальная позиция Свидетелей Иеговы. Этому нас учили во все времена. И вдруг - Организация Свидетелей Иеговы - член ООН?

Да, явно видно, что в Руководящем совете Свидетелей Иеговы иногда происходят какие-то нездоровые процессы. Создается впечатление, что временами, Руководящий совет духовно болен.

Когда некоторые Свидетели, наиболее возмутившиеся членством Организации в ООН, стали задавать по этому поводу вопросы в Бруклин, оттуда пришел ответ: «Тогдашнее пребывание в ООН не противоречило нашей вере». И - все! Никаких объяснений. Те же из Свидетелей, которые пытались узнать какие-то подробности, разобраться глубже, а также те, которые стали делиться этой информацией с другими братьями, были просто исключены из Организации.

Один брат говорил: «Я чувствую себя так, как, если бы я, вдруг, увидел своего очень уважаемого старейшину входящим в публичный дом. И, если бы я спросил его, что это означает, и он ответил бы мне: «Нерегулярное посещение публичного дома не противоречит моей вере. А ты - заткнись!»

Политика «затыкания ртов» в отношении своих подчиненных применяется Руководящим советом довольно часто. Вот, еще пример:

Всем известно, какое место в учении Свидетелей Иеговы занимает 1914 год. По сути, дата - 1914 год - является основой для веры и для проповеди Свидетелей. В публикациях религиозной Организации использовались и используются исторические материалы, подтверждающие хронологию, приводящую к 1914 году. Все было чисто, гладко, логично. Но, неожиданно всплыла проблема:

Пришло поколение новых историков, специалистов по хронологиям; вскрылись новые факты, обнаружились новые исторические материалы, которые показали, что дата - 1914 год, как год завершения «времен языческих», дата, заимствованная Расселом у адвентистов еще в 19 веке,- не является верной.

Новые исследования показывали, что разрушение Иерусалима Вавилонянами произошло не в 607-606 году до н.э., а, где-то в 587 или 586 г. до н.э., то есть на 20 лет позднее. И, соответственно, «времена язычников» оканчивались не в 1914 году, а на 20 лет позднее! Это была сенсация.

И как отреагировал «благоразумный раб» на те научные факты, которые были ему предоставлены? Очень просто: Всех, кто ставил под сомнение 1914 год, кто не раскаивался в своей «ереси», какое бы не имея для этого основание, всех их - исключили из Организации.

В этом и в других подобных жестах «благоразумного раба» просматривается одна общая черта со всеми, кто считает себя «посредником», неким «промежуточным звеном» между Богом и людьми.

Я спросил одного из изумленных по этому поводу собеседников: А если бы ты был правоверным католиком, и стал бы обличать некоторые основы католицизма, как ты думаешь, что постигло бы тебя? Или, если бы ты был православным, и стал бы указывать на несоответствие некоторых основ православия Евангелию, - что ты увидел бы в отношении себя? Или, если бы ты был членом какой-либо из бесчисленных протестантских церквей, и начал бы указывать руководству своей церкви на его ошибки, как ты думаешь, что было бы с тобой? Понятно, что во всех случаях тебе невозможно было бы избежать опалы, отлучения, анафемы. Почему же ты удивляешься, что, обличая некоторые ошибки Свидетелей, ты наживешь неприятности?

Вопрос  заключается в другом: Почему католицизм, православие, протестантизм восстали бы на тебя, если бы ты стал их обличать? Ведь ты говорил бы им, строго основываясь на Священном Писании? Почему они не послушали бы тебя? Ответ простой: Они не послушали бы тебя потому, что послушать тебя означало бы для них признать необходимость кардинальных изменений в своей жизни, в своей теории и практике, и это, также, означало бы потерю власти и привилегий для их руководителей.

И они не станут рассматривать вопросы по существу. Они не станут отвечать на твои Библейские аргументы, нет, они этого не будут делать. Они сосредоточатся на тебе. Они спросят тебя: Ты согласен с нашим учением, или нет? Если ты не согласен,- ты будешь объявлен еретиком и отлучен, исключен.

Почему они так будут делать? Потому, что, по большому счету, истина, в строгом смысле, их не интересует. Для них истиной является их политика и их положение. Для них главное - сохранить свою религиозную структуру, свою церковь, свою общину в целости и сохранности, сохранить свое место, власть, доходы...

Увы,/который уже раз приходится применять это «увы!»/, аналогичным образом поступают и руководители Свидетелей с теми членами своих собраний, которые пытаются как-то обличить их теорию, либо их практику. Вопрос по существу - никогда не рассматривается. Какие бы ты не привел факты и доказательства, если они противоречат официальной позиции, ничего не будет принято к сведению. Внимание мгновенно переключится на тебя: «Ты - согласен со всеми учениями, или нет?» Если нет,- ты будешь объявлен блудником, прелюбодеем, волком в овечьей шкуре, отступником, и будешь исключен из религиозной  Организации.

Лично для меня вопросы о 1914 годе, о «благоразумном рабе», о 144000 – буквальное это число, или не буквальное,-  никогда не были основополагающими. Как-то так, но, несомненно, что по милости Божьей, сложилось, что моя вера с самого начала базировалась на Иисусе Христе.  Возможно, это является одной из причин, по которой я не потерпел кораблекрушения в вере. По моему мнению, 1914 год, 144000 помазанников, «благоразумный раб»,-  являются основой веры лишь для тех, которые знакомы с Писанием, с Библией поверхностно, которые не имеют в своих сердцах Божьего Духа. Эти вопросы могут иметь принципиальное значение для тех, которые, под выражением «познать истину» понимают не «стать святым, Божьим человеком во Христе», а сделаться членом религиозной Организации.

Найдет ли дата - 1914 год - научное подтверждение, или не найдет, будет ли она дополнительно доказана, или будет полностью опровергнута,- мне все равно. Моя вера в Бога, в Иисуса Христа, в Его Царство, в Евангелие - не поколеблется в любом случае. Но я вижу, что те, которые всеми силами пытаются опровергнуть 1914 год, и также  те, которые всеми силами защищают эту дату,- все отклоняются от истины Евангельской, поскольку все от Духа переходят к мертвой букве.                     

Для духовного человека вопрос о «благоразумном рабе» не имеет принципиального значения, поскольку духовному человеку, тому, в ком есть Божий Дух, никакой человеческий посредник между ним и Богом - не требуется. «Скрестить шпаги» на вопросе о 1914 годе, либо на вопросе о «благоразумном рабе» и 144000 , означает продемонстрировать бездуховность.

Официальные представители «благоразумного раба» и он сам, все критические аргументы в свой адрес воспринимают однозначно как враждебные, агрессивные, злобные, отступнические, инспирированные дьяволом. Они говорят: «Да, были и ошибки, мы не скрываем этого... но, посмотрите, сколько сделано хорошего! Как организовано дело проповеди во всем мире! Сколько построено Филиалов и Залов Царства! Как проходят встречи собраний и конгрессы! Как, в высшей степени мастерски решаются вопросы изготовления и доставки религиозной литературы! Разве могли бы мы это сделать, если бы с нами не было Бога?»

А противники «благоразумного раба» говорят: «Да, у вас было и есть нечто хорошее, но - посмотрите, какие вы сделали ошибки! Сколько вы обидели людей! Сколько раз вы оказались ложными пророками! Разве вы могли бы совершить такие ошибки, если бы с вами был Бог?»

Так встречаются две непримиримые стороны. Каждая из них считает себя правой. Каждая - не прощает, но проклинает другую.

Как в этой ситуации поступать духовному человеку? Как вести себя, чтобы не оказаться между молотом и наковальней?

Ответ весьма прост: Нужно оставаться христианином. Ученики Христа - не бунтуют, никого не проклинают, ни с кем не дерутся. Они всех благословляют, всех прощают, помня, что Судия Праведный видит всех и воздаст всем по справедливости. Вера христианина не базируется на человеческих авторитетах, на Краевых комитетах, или на Руководящем совете в Бруклине! Основой нашей веры есть Иисус Христос, Который не меняется, Который «вчера, и сегодня, и во веки - тот же». /Евр.13:8/

Что бы ни случилось, какой бы промах или даже грех не совершила определенная группа людей, пусть даже весьма высокопоставленная, наша вера в Иисуса Христа и Бога Иегову не поколеблется. Мы были и остаемся Свидетелями Иисуса Христа и Иеговы Бога. Мы полны решимости и дальше нести свет Евангельской истины людям этого мира. Мы желаем принести добрый плод своему Господину Иисусу Христу и оказаться не злыми и ленивыми рабами, а верными и благоразумными в индивидуальном плане, чтобы в конце пути услышать от Иисуса Христа: «Хорошо, добрый и верный раб! Войди в радость Господина твоего».

Так, естественным образом, мы перешли к третьему варианту ответа на вопрос «Кто же верный и благоразумный раб?» А именно: «Благоразумный раб» это, независимо от призвания, небесного или земного, человек, который исполняет в собрании определенные функции и который, при этом, поступает благоразумно, так, что Господь, придя, найдет его верным Себе и одобрит его действия.

Понятно что, те, которые занимают высокое положение в Религиозной Организации, тем более, Руководящий совет, обязаны быть благоразумными и верными своему Господину Иисусу Христу. Но также - каждый из Божьих служителей, какое бы ни занимал положение, или не занимал бы никакого,- обязан быть верным своему Господину Иисусу Христу, и обязан быть благоразумным.

Исследование слов о «благоразумном рабе», записанных в Ев. от Матфея, может наводить на мысль о «благоразумном рабе как о чем-то административном, пусть, как о Руководящем совете. Не случайно в литературе Свидетелей Иеговы слова о «благоразумном рабе» почти всегда цитируются по Ев. от Матфея.

А исследование слов о «благоразумном домоправителе», записанных в Ев. от Луки, однозначно наводит на мысль о «благоразумном рабе», как о всех служителях Христовых.

Пусть Руководящий совет будет «благоразумным рабом», пусть поступает благоразумно. Можно только радоваться этому. Но, никто и из «простых» Свидетелей не хотел бы оказаться «злым рабом». Раз так, значит, и мы останемся добрыми, верными и благоразумными рабами.


Оставить комментарий

Комментарии: 0